Статья «Осложнения процедур нитевого омоложения» (журнал «Эстетическая медицина». - 2015. - № 12. - С. 2-6).
Авторы:
Груздев Денис Анатольевич, пластический хирург, косметолог, главный врач Клиники доктора Груздева
Кодяков Алексей Александрович, пластический хирург, косметолог, зав. отделением косметологии Клиники доктора Груздева
Процедуры нитевого омоложения характеризуются низкой травматичностью и отсутствием риска возникновения целого ряда осложнений, характерных для хирургических методов [1, 2]. Но это не повод отодвинуть рассматриваемую проблему на второй план. По мнению Т.Н. Корольковой, насколько бы инновационными не являлись используемые в косметологии методики, какой бы выраженный эффект омоложения и коррекции эстетических проблем они ни давали, безопасность для пациента – главное, о чем должен всегда заботиться врач [3]. Он обязан правильно оценивать риск тех или иных осложнений после имплантации нитей, владеть методами их профилактики и лечения.
Приступая к рассмотрению темы, необходимо определиться, какие отрицательные последствия могут считаться осложнениями, а какие – нет.
К временным явлениям относят незначительные побочные эффекты, проходящие самостоятельно и не требующие участия врача [4]. Это легкая боль, кратковременный отек, гиперемия, временная асимметрия, мелкие кровоизлияния, неровности контура, неглубокие втяжения в местах вкола и выкола иглы, умеренная скованность мышц в зоне воздействия.
К этой же категории относят и временную гиперкоррекцию – если она не сделана умышленно, в целях обеспечения лучшего результата. М.А. Суламанидзе с соавт. добиваются некоторой гиперкоррекции специально, для сохранения впоследствии максимального эстетического эффекта [5]. Этого же принципа придерживаются и в нашей клинике (рис. 1). Признаки гиперкоррекции, заметные сразу после процедуры нитевого лифтинга, со временем исчезают, лицо пациента приобретает естественный вид.
Рис. 1. Гиперкоррекция после нитевой подтяжки средней трети лица
Отдельно следует упомянуть о таком редком феномене, как отсутствие эстетического эффекта. В основном этот термин употребляют в отношении мезонитей [6, 7]. Улучшение качества кожи не всегда определяется визуально, и при завышенных ожиданиях от процедуры имплантации мезонитей может наступить разочарование.
Практика нашей клиники свидетельствует о наличии единичных случаев отсутствия эстетического эффекта и при использовании армирующих нитей (рис. 2).
Рис. 2. Отсутствие эффекта нитевого армирования: провисание мягких тканей в области губоподбородочной складки через шесть месяцев после процедуры
Пациентка обратилась в клинику в связи с неудовлетворенностью результатом через шесть месяцев после установки рассасывающихся нитей с насечками из сополимера капролактона и L-молочной кислоты. Извлеченные нити оказались практически в интактном состоянии, без ожидаемых признаков биодеградации. Возможно, причиной данного феномена являются индивидуальные особенности метаболизма мягких тканей.
Осложнения отличаются от временных явлений большей тяжестью и стойкостью симптоматики. Их подразделяют на две группы. В первую группу входят осложнения, относящиеся только к нитевым методам, – ослабление, смещение и контурирование нити, ее срыв с точки фиксации, раннее исчезновение эффекта лифтинга, а также стойкий дефект, не проходящий самостоятельно – асимметрия, гиперкоррекция, втяжение кожи.
Осложнения второй группы не заложены в сути методов нитевого омоложения. Они могут встречаться при любой манипуляции на лице, в том числе малоинвазивной. Это воспалительные процессы вплоть до нагноений, нарушение целостности протока околоушной слюнной железы, веточек лицевого нерва или крупных сосудов, гематомы [8].
Побочные эффекты и осложнения процедуры нитевого омоложения возникают далеко не случайно. Их развитие зависит от многих факторов, в первую очередь от конструкции нитей и метода их установки.
В зависимости от преобладающего эстетического эффекта все омолаживающие нити подразделяют на три группы: лифтинговые, армирующие и биостимулирующие [9]. Частота тех или иных побочных эффектов и осложнений во многом определяется типом имплантированных нитей – при том условии, что метод установки нитей соответствует их предназначению.
При использовании лифтинговых нитей наиболее часто встречаются болевые ощущения, образование складок кожи, а также гематомы (рис. 3), отеки и постпроцедурная асимметрия [10].
Рис. 3. Гематомы по ходу нитей
Боль вызывается нагрузкой на точку фиксации, а складки кожи появляются в связи с перемещением мягких тканей. Здесь речь идет о процедурах подтяжки. Применение лифтинговых нитей в целях армирования не сопровождается перечисленными явлениями.
Количество образующихся гематом и мелких кровоизлияний зависит от особенностей васкуляризации зоны коррекции, глубины установки нитей, вида инструмента для имплантации, особенностей анестезии и других факторов. Отеки возникают в связи с травмированием мягких тканей и повреждением сосудов.
Имплантация армирующих нитей дает значительно меньше побочных эффектов и осложнений – в связи с отсутствием точки фиксации, подверженной нагрузке, и отсутствием значительного перемещения мягких тканей при выполнении процедуры [11]. Длительные болевые ощущения нехарактерны, некоторые пациенты отмечают незначительное покалывание по ходу нитей.
Заметных неровностей кожи не появляется. По сравнению с процедурой лифтинга значительно реже встречаются гематомы и отеки. В определенной степени это связано с применением канюль, снижающих риск повреждения сосудов [12].
Биостимулирующие нити – гладкие и тонкие, их установка обычно не вызывает болевых ощущений ни во время процедуры, ни в период реабилитации. Неровности кожи не появляются [13]. Гематомы, наоборот, характерны для процедуры, поскольку она предусматривает множественное введение остро заточенных игл [14]. По этой же причине возможна отечность в зоне коррекции.
Таким образом, каждому типу нитей свойственны определенные побочные эффекты и осложнения. Для опытного врача они являются ожидаемыми, учитывая наличие связи с конструкцией нитей. Иная картина складывается при оценке риска развития редких побочных эффектов и осложнений.
К редким побочным эффектам и осложнениям можно отнести срыв нити с точки фиксации, выход нити к поверхности кожи, втяжение кожи, инфекционно-воспалительные процессы, аллергические реакции [4, 5, 15].
Если врач не производит должную фиксацию лифтинговых нитей к плотным тканям, перемещает мягкие ткани несоразмерного объема либо чрезмерно высоко без установки нитей в дополнительной зоне – все это чревато срывом нити с точки фиксации. Причинами данного осложнения могут быть также дисплазия или слабость соединительнотканного аппарата кожи пациента. Подобные дефекты кожи должны выявляться в процессе медицинского обследования перед процедурой. При невозможности выполнения альтернативных манипуляций необходимо укреплять точку фиксации вплоть до предварительного ее армирования нитевыми имплантатами.
Другой редкий побочный эффект – выход нити к поверхности кожи. Если нить не имеет точки фиксации или насечек, то данное осложнение вполне предсказуемо, но неопасно: нить можно удалить или укоротить с помощью ножниц. При наличии точки фиксации или насечек данный побочный эффект может быть связан либо с обрывом нити, либо с утоплением конца нити, который был обрезан недостаточно глубоко. Разрыв нити и возможный последующий выход к поверхности кожи может быть обусловлен превышением допустимой нагрузки на нить, ее повреждением в процессе эксплуатации, а также производственным браком. В случае выхода нити за пределы кожи может произойти зацепление кожи и повреждение ее снаружи. Наличие открытого отверстия на коже иногда приводит к воспалению, возникновению лигатурных свищей.
В точках входа, фиксации, выхода нити и по ее ходу возможно незапланированное втяжение кожи. В точке входа нити оно возникает из-за неправильного отрезания либо недостаточного утопления конца нити. Причина контурирования нити (рис. 4) – слишком поверхностное расположение [16, 17] или недостаточное натяжение.
Контурирование устраняют путем удаления нити либо восстановлением ее натяжения.
Рис. 4. Контурирование нити
К категории редких осложнений относятся и воспалительные процессы. В связи с особой опасностью для здоровья пациента они заслуживают отдельного рассмотрения.
Наибольшую опасность для здоровья пациента представляют инфекционно-воспалительные осложнения процедур нитевого омоложения. Их очевидной связи с конструкцией нитей не прослеживается, за исключением, пожалуй, плетеных нитей в оболочке и мезонитей из полидиоксанона с ворсистой поверхностью. При воспалении в зоне имплантации такие нити могут способствовать формированию стойкого очага инфекции.
Воспаление обусловлено проникновением инфекции под кожу в ходе установки нитей или в период реабилитации. Его развитию могут способствовать разные факторы – общесоматическое заболевание, инфекционный процесс в организме (герпес и др.), наличие воспалительного очага (несанированные зубы и др.), сниженный иммунитет.
Самым легким и частым инфекционным осложнением считается воспаление кожных покровов в местах вкола и выкола игл и канюль. В единичных случаях встречаются тяжелые формы (рис. 5).
Особенности воспалительного процесса зависят от зоны коррекции. Наиболее рискованными зонами в плане развития осложнений являются заушная область, красная кайма губ и волосистая часть головы.
Рис. 5А. Инфекционно-воспалительные осложнения нитевого лифтинга. Абсцесс щеки
Заушная область – одна из самых «грязных» зон не только головы, но и всего тела. Скапливающаяся грязь, смешиваясь с выделением сальных желез, создает благоприятную среду для размножения микроорганизмов. Эта зона скрыта от глаз, при проведении личной гигиены о ней нередко забывают.
В ходе процедуры сосцевидный отросток, расположенный в заушной зоне, используют для фиксации нитей. В период реабилитации не все пациенты выполняют рекомендации врача по обработке ран. Кожа под корочками чешется, и пациенты их сдирают, занося инфекцию. Отсюда – повышенный риск развития разнообразных воспалительных процессов.
Еще одна проблемная зона – красная кайма губ, здесь часто присутствует вирус герпеса в дремлющем состоянии. Проведение нити в непосредственной близости от нее провоцирует обострение герпеса, в дальнейшем возможно присоединение вторичной инфекции.
При использовании точки фиксации в волосистой части головы (чаще в области височной связки) имеется вероятность попадания волоса в ранку и вместе с ним – инфекции. В других зонах лица и тела тоже есть свои, хотя и меньшие, риски воспаления. Врач должен быть достаточно осведомлен о них.
Рис. 5Б. Инфекционно-воспалительные осложнения нитевого лифтинга. Закупорка протока слюнной железы с инфицированием, вытекание слюны через свищ. Воспалительный отек щечной области
При лечении инфекционно-воспалительных осложнений применяют местную и (или) общую антибиотикотерапию. В случае наличия воспалительных элементов небольшого размера в зоне выхода нити за пределы кожи обрезают концевые участки нитей и на область воспаления наносят мазь, содержащую антибиотики. Воспаление по всему ходу нити является абсолютным показанием к ее удалению. Данная манипуляция обычно не представляет сложности (рис. 6).
Рис. 6. Удаление нити
Если нить монофиламентная, то при наличии локального очага воспаления местное применение антибиотиков чаще всего приводит к полному купированию воспалительного процесса.
Если нить плетеная в оболочке (например, Spring Thread), то под воздействием антибиотиков наступает временное затихание процесса, но при отмене препарата очаги воспаления могут появиться вновь, причем в любом месте по ходу нити. Удаление плетеной нити является обязательным условием купирования воспалительного процесса.
Абсцессы и флегмоны вскрывают, промывают антисептическим раствором и дренируют. При прогрессировании инфекционного процесса и приобретении им распространенного характера ликвидируют гнойный очаг и проводят общее лечение, сходное с интенсивной терапией сепсиса.
Если ятрогенные осложнения рассматривать в узком понимании – как ошибку врача при выполнении процедуры, то в основном они сводятся к неправильному применению техники установки нитей.
Известно, что установка нитей с выступами результативна только в кинетически инертных зонах [5]. Однако при необоснованном выборе зон коррекции нить может пройти через подвижные части лица. Нарушение общих правил установки нитей – нерациональный выбор точки фиксации, точки выхода, глубины залегания нити – может привести к повреждению кровеносного сосуда, травмированию или сдавлению нерва, нарушению целостности других структурных образований лица и тела [18]. По опыту специалистов нашей клиники глубоко расположенная нить способствует выпячиванию ткани, а поверхностно расположенная, наоборот, – вдавлению. Незнание врачом этой закономерности в связи с его недостаточной квалификацией может стать причиной косметических дефектов (рис. 7).
Рис. 7А. Нарушение правила глубины введения канюли: втяжение кожи в связи с поверхностным проведением концевых участков нитей
Рис. 7Б. Нарушение правила глубины введения канюли: восстановление контуров лица сразу после удаления концевых участков нитей
Квалификация врача – важнейший фактор. М.А. Суламанидзе и соавт. уверены в том, что основная причина возникновения осложнений и неприятных последствий – отсутствие у врачей специальной подготовки [5]. Решением этой актуальной проблемы активно занимается Общество специалистов медицинских нитевых технологий (ОСМНТ), проводящее дополнительную профессиональную подготовку врачей на базе Северо-Западного учебного медицинского центра. На лекциях, мастер-классах, круглых столах и семинарах, посвященных традиционным и новым методам нитевого омоложения, закладываются основы качественного выполнения процедур, лечения и профилактики осложнений.
Не все осложнения методов нитевого омоложения связаны с конструкцией нити и техникой выполнения процедуры. Так, важнейший фактор риска инфекционных осложнений – нарушение правил асептики и антисептики. Данные правила регламентированы СанПиН 2.1.3.2630–10 [19].
Нитевые методы омоложения применяют как минимум в условиях процедурного кабинета, при хорошем освещении. Перед процедурой проводят кварцевание кабинета. При подготовке процедурного столика выкладывают нити, стерильный инструмент, стерильные салфетки, антисептический раствор на стерильную простыню, не касаясь ее руками.
При подготовке пациента к процедуре проводят демакияж не только зоны коррекции, но и прилегающих зон. Зону коррекции обрабатывают кожными антисептиками – такими как бетадин, спиртовой раствор хлоргексидина, АХД 2000. При установке нитей в мягкие ткани лица ограничивают процедурное поле лейкопластырными повязками в области волосистой части головы для исключения попадания волос в рану и контакта волос с нитями. При наличии точки фиксации нити в волосистой части головы выбривают участок кожи в зоне прокола, а прилегающие участки с волосяным покровом обрабатывают бетадином, который помимо антисептических свойств обладает клеящей способностью. Врач выполняет процедуру в халате, маске и перчатках, которые должны быть стерильными.
Значимы и другие факторы риска – такие как недостаточный учет врачом показаний и противопоказаний к проведению процедуры, использование некачественных нитей, несоблюдение пациентом рекомендаций врача [15, 20].
Что касается учета противопоказаний – недопустимо проведение процедуры при наличии воспалительных процессов (гнойничковых высыпаний в виде акне, фурункулов, воспалившихся царапин, особенно от домашних животных) в области коррекции и, что важно, – в ближайших прилегающих зонах. Процедура имплантации нитей должна быть исключена и при нарушении общего соматического статуса пациента (острые инфекционные заболевания, признаки ухудшения деятельности иммунной системы).
Риск осложнений значительно снижается при надлежащем контроле качества нитей со стороны врача. Врач должен проверить наличие регистрационного удостоверения Минздрава РФ на медицинское изделие, срок годности нитей, целостность упаковки, знать об условиях хранения нитей.
Многое зависит и от протекания периода реабилитации. Врач дает пациенту рекомендации, обязательные для выполнения. После установки некоторых видов нитей, обладающих высокой фитильностью, согласно протоколу необходим профилактический прием антибиотиков. Прочие рекомендации в основном сводятся к исключению механического, теплового и химического воздействия на зону коррекции, а также к недопущению проникновения инфекции в раны.
При использовании нитевых методов омоложения риск для пациента должен быть сведен к минимуму, и сегодня для этого имеются все условия. Если побочные эффекты и осложнения не всегда удается предотвратить, то их надо хотя бы предвидеть. Редкие осложнения не должны ставить врача в тупик.