Ботулинотерапия при спастической кривошее (цервикальной дистонии)

Ботулинотерапия считается золотым стандартом лечения спастической кривошеи. Максимально раннее начало лечения цервикальной дистонии ботулотоксином повышает эффективность терапии и увеличивает вероятность ремиссии. Эффект: исчезают патологические сокращения мускулатуры, гиперкинезы, судорожные движения. Исчезает или уменьшается болевой синдром. Препараты: «Диспорт» от 500 ед. и «Релатокс» от 250 ед. Возраст: от 18 лет.
Цена: от 320 рублей (1 ед.)

Ботулинотерапия (инъекции ботулотоксина) считается золотым стандартом лечения спастической кривошеи. В мировой практике ботулотоксин используется в терапии фокальной дистонии (одной из форм которой и является спастическая кривошея) почти 30 лет, по этой теме проведено не одно контролируемое исследование, подтвердившее эффективность и безопасность препарата. Ботулинотерапия надолго устраняет мучительные симптомы заболевания, при своевременных и регулярных процедурах может привести к полной ремиссии. В Санкт-Петербурге взрослые пациенты со спастической кривошеей могут пройти курс лечения препаратами «Диспорт» и «Релатокс» в Клинике доктора Груздева. Прием ведет высококвалифицированный врач-невролог.

Спастическая кривошея: общие сведения о заболевании

Спастическая кривошея, или цервикальная дистония, – это неврологическое заболевание, характеризующееся непроизвольными сокращениями определенных групп мышц шеи.

Заболевание достаточно редкое, в европейской статистике фигурируют данные о 5-8 случаях на 100 тыс. населения. В России среди больных спастической кривошеей преобладают женщины. В основном начало заболевания приходится на возраст от 27 до 45 лет.

Причины патологии окончательно не выяснены. В числе предполагаемых факторов развития заболевания – нарушение связи между определенными отделами головного и спинного мозга, патологии шейного отдела позвоночника, сосудов, кровоснабжающих корешки двигательных спинномозговых нервов, а также наследственная предрасположенность.

Основные симптомы спастической кривошеи можно разделить на три группы:

• дрожание и непроизвольное подергивание головы;
  • ротация и запрокидывание головы – поворот или наклон к плечу, запрокидывание кзади или кпереди;
  • болевой симптом – онемение мышц шеи, боли в шее, затылке, плече, головные боли.

Со временем могут присоединяться другие симптомы с вовлечением соседних областей – зажмуривание глаз, непроизвольные движения мускулатуры лица, рук. Все это в комплексе приводит к снижению трудоспособности, социальной активности.

Диагностика заболевания включает в себя:

• беседу с пациентом, осмотр;
  • неврологические тесты, пробы;
  • электромиографию – оценку функционального состояния скелетных мышц;
  • при необходимости дополнительные исследования – МРТ шейного отдела позвоночника, головного мозга, ЭЭГ.

В лечении спастической кривошеи применяют немедикаментозные и медикаментозные методы. Немедикаментозные предполагают нормализацию режима дня, труда и отдыха, баланс физических и умственных нагрузок, лечебную физкультуру. Также показаны ортопедическая коррекция, физиотерапия, прием фитопрепаратов.

Медикаментозное лечение направлено на купирование судорожных движений, для этой цели применяются противосудорожные препараты из разных групп (в зависимости от характера судорог), миорелаксанты. Однако они редко приводят к полному исчезновению симптомов, в основном – уменьшают выраженность их проявлений. Наиболее эффективным средством для избавления от судорог при цервикальной дистонии считается ботулинотерапия.

Принцип действия ботулинотерапии

Препараты ботулотоксина (в нашей клинике для взрослых пациентов применяются «Диспорт» от 500 ед. и «Релатокс» от 250 ед.) содержат нейротоксин, который блокирует вещества, передающие сигналы от нервных окончаний к мышцам. В результате происходит временный парез – снижение силы мышцы, она перестает сокращаться, расслабляется, соответственно, исчезают спастика, гиперкинезы.

Эффект инъекций ботулотоксина при цервикальной дистонии

В результате введения ботулотоксина исчезают патологические сокращения мускулатуры, гиперкинезы, судорожные движения. Исчезает или уменьшается болевой синдром. У пациента восстанавливается трудоспособность, исчезают ограничения в социальной, личной жизни. На фоне ботулинотерапии создается терапевтическое окно для максимально эффективной физической реабилитации с помощью ЛФК, физиопроцедур.

Эффект ботулинотерапии длится от 4 до 6 месяцев (в среднем – 3-3,5 месяца). Повторную процедуру рекомендуется проводить при появлении малейшего ухудшения, первых признаков возвращения симптоматики. Это позволит использовать меньшее количество препарата и с большей вероятностью добиться стойкой ремиссии.

Максимально раннее начало лечения спастической кривошеи ботулотоксином повышает эффективность терапии и увеличивает вероятность ремиссии.

Показания и противопоказания к инъекциям ботулотоксина при спастической кривошее

Показаниями к ботулинотерапии являются:

• продолжительные спазмы мышц шеи, вызывающие миофасциальный синдром, сдавление нервных стволов;
  • гиперкинезы – непроизвольные насильственные движения (поворот, наклон) головы с вовлечением мышц шеи, затылка, которые могут сопровождаться дрожанием, сокращением мышц-антагонистов.

Противопоказания к процедуре:

• детский возраст – до 2-12 лет, в зависимости от применяемого препарата;
  • индивидуальная непереносимость ботулотоксина;
  • острые инфекционные заболевания;
  • обострение хронических патологий;
  • повышенная температура тела;
  • заболевания, предполагающие нарушение нервно-мышечной передачи;
  • беременность, период кормления грудью.

Лечение спастической кривошеи ботулотоксином в Клинике доктора Груздева

Перед началом лечения важно провести максимально точную диагностику. На этом этапе необходимо исключить все заболевания и синдромы, напоминающие спастическую кривошею. Опытный врач-невролог на основании результатов осмотра, инструментальных исследований делает заключение о наличии спастической кривошеи, определяет ее тип, рассчитывает дозу препарата, в зависимости от того, в какую мышцу или группу мышц будет вводиться ботулотоксин.

В нашем медицинском центре мы используем ботулинотерапию для лечения взрослых пациентов со спастической кривошеей. Применяем препараты «Диспорт» дозировкой от 500 единиц и «Релатокс» – от 250 единиц.

После сеанса пациент некоторое время находится под наблюдением врача, также ему назначают даты контрольных осмотров.

Для проведения ботулинотерапии при мультифокальной дистонии (где в патологический процесс вовлечены сразу несколько мышц), но преимущественно цервикальная с экстрапирамидными гиперкинезами (тремор, лицевой гемиспазм и др.), невролог может отправить пациента на такое дообследование, как игольчатая ЭНМГ, с целью уточнения диагноза и выбора наиболее доминирующих мышц, участвующих в формировании патологической двигательной активности.

Инъекции
Ботулинотерапия в неврологии, 1 ед