Как справиться с мигренью?

Мигрень является самостоятельным заболеванием, она не связана с поражением нервной системы. Если при обследовании больных выявляются какие-либо патологические изменения – вполне возможно, что под маской мигрени скрывается опасное для жизни заболевание, требующее неотложной помощи.

Мигрень проявляется приступами сильной боли в одной половине головы. Ее устаревшее название «гемикрания» так с греческого и переводится – «в половине головы».

Заболеванию больше подвержены женщины. Мигрень не опасна для жизни, но больному она доставляет массу неприятностей. Сильная головная боль, часто сопровождающаяся тошнотой, рвотой и светобоязнью, выбивает человека из колеи, лишает его трудоспособности.

Механизмы развития данного вида головной боли полностью не изучены, но эффективные методы лечения уже существуют. Не следует сдаваться и пускать болезнь на самотек. Мигрень надо лечить!

Особое внимание следует проявлять при наличии следующих симптомов:

• Головная боль возникает впервые (особенно у подростков и пожилых). Это может быть признаком опухоли мозга
  • Интенсивная головная боль возникает внезапно. Такое случается при разрыве сосуда в оболочке головного мозга
  • Головная боль сочетается с заторможенностью, сонливостью, нарушением зрения, плохим пониманием речи, слабостью в конечностях. Такие симптомы позволяют заподозрить инсульт
  • Сильная головная боль сопровождается повышенной температурой тела. Здесь надо не пропустить опасное инфекционное заболевание – менингит

При наличии подобных симптомов следует незамедлительно обратиться к врачу. Адрес нашей клиники: Санкт-Петербург, ул. Большая Разночинная, 27 м. Чкаловская

Основные факторы, повышающие риск заболевания – наследственная предрасположенность и колебание уровня половых гормонов в организме.

Для мигрени характерна привязанность приступов к провоцирующим воздействиям – триггерам. В их качестве могут выступать высокие нервные нагрузки, отдых после трудной деятельности, нарушение режима питания, употребление определенных пищевых продуктов (сыр, шоколад, консервы и др.), прием алкоголя и многие иные факторы. У женщин приступы могут быть связаны с менструальным циклом.

Примерно у половины страдающих мигренью за 2–3 часа до приступа появляются предвестники – раздражительность, снижение настроения, физической активности, усиление аппетита. У одной трети больных за 10–30 минут перед приступом бывает аура (при переводе с греческого означает «дуновение»). Перед глазами появляются вспышки света, блестки, сияющий полумесяц, иные фигуры. У части больных возникает ощущение покалывания или онемения на участке кожи лица либо руки. Некоторым становится трудно говорить. Причина ауры и предвестников – нарушение циркуляции крови в головном мозге.

Далее начинается приступ односторонней головной боли. Боль интенсивная, чаще пульсирующая, может сопровождаться тошнотой, рвотой, головокружением, свето- и звукобоязнью, возрастает при физической и эмоциональной нагрузке. Приступ длится от четырех до 72 часов (приступ более 72 часов называется «мигренозный статус»). Затем головная боль проходит, но усталость сохраняется еще некоторое время. Вплоть до следующего приступа больной может забыть о мигрени. Но рано или поздно период ремиссии заканчивается, и болезнь снова дает о себе знать.

Диагноз мигрени ставится по результатам опроса и осмотра больного. Если пациент обратился к врачу во время приступа, то в пользу мигрени могут свидетельствовать такие внешние признаки, как, например, покраснение или побледнение половины лица. В промежутках между приступами симптомы болезни не проявляются, и врачу приходится довольствоваться анамнезом пациента – его рассказом о своем страдании. Методов объективного исследования, достоверно подтверждающих наличие мигрени, на сегодняшний день не существует. Даже наоборот: если в процессе исследования обнаружена патология, которая может служить причиной головной боли, – это свидетельствует против мигрени.

Перейдем к вопросам лечения. Причины мигрени до сих пор окончательно не установлены, зато желающих лечить это заболевание очень много. Сплошь и рядом встречаются объявления от различных производителей и целителей о новых чудо-методах и чудо-лекарствах. На такие увещевания поддаваться не надо! Эффективно лечить мигрень способен только врач-невролог.

Специалисты отделения неврологии обладают многолетним успешным опытом лечения мигрени. На первом этапе проводят мероприятия, направленные на снятие боли, дальнейшее лечение нацелено на предотвращение приступов. Зарекомендовал себя метод лечения мигрени ботулотоксином. Применяются аппаратные методы (например, внутритканевая электростимуляция ВТЭС),а также ручные техники, среди которых – лечение головной боли остеопатией.

Эффективность лечения во многом зависит от пациента. Важно выполнять следующие простые рекомендации:

• Повышение двигательной активности, занятие физкультурой
  • Попытка установления провоцирующих факторов (например, определенных продуктов питания) и средств, предотвращающих приступ (например, воздействие на голову холодной воды). Использование полученных сведений в повседневной жизни
  • При приближении приступа – немедленный прием назначенного препарата, поскольку приступ может нарушить его всасывание
  • Попытка заснуть в целях купирования боли
  • Прием анальгетиков (особенно комбинированных препаратов) не чаще 2-3 раз в неделю, иначе головная боль может перейти в хроническую
  • Ведение дневника – фиксация в нем всех моментов, связанных с головной болью и употреблением лекарств. Занесенная в дневник информация поможет врачу-неврологу поставить диагноз и назначить лечение

В борьбе с мигренью очень трудно одержать полную победу. Но контролировать эту болезнь, сократить частоту и силу приступов, повысить качество жизни больного – вполне достижимо. Не откладывайте визит к врачу! Звоните!

Адрес нашей клиники: Санкт-Петербург, ул. Большая Разночинная, 27 м. Чкаловская

Информация проверена экспертом:
Власова Ольга Николаевна
Врач-невролог, гирудотерапевт
Врач-невролог, нейрофизиолог, гомеопат, нутрициолог, гирудотерапевт со стажем работы более 27 лет. Окончила Санкт-Петербургскую Государственную медицинскую академию. Квалификационная категория - высшая. Член Ассоциации неврологов России.
подробнее о враче
Теги по теме:
Головная боль напряжения
Как и мигрень, головная боль напряжения является первичной, то есть она не связана с какой-либо иной патологией. Методами объективного исследования не удается выявить это заболевание.
Лечебные блокады
Лечебно-медикаментозная блокада — это инъекция обезболивающих препаратов в нервные сплетения, избавляющая от мышечных болей и спазмов в короткий срок.
Мигрень с аурой и без: симптомы и лечение
Рассказываем, что такое мигрень с аурой и чем она отличается от обычной мигрени и головной боли. В статье вы найдете подробную информацию о симптомах и причинах мигрени, способах её лечения и профилактики, а также о том, как избежать приступов.
Хроническая головная боль
Причины развития хронической головной боли бывают самые разные. Более чем в 90% случаев это мигрень и головная боль напряжения, трансформирующиеся в хроническую форму.