Головная боль напряжения

Возникновение и лечение головной боли

В статье «Как справиться с мигренью?» мы рассказали о самой известной разновидности головной боли, которой страдали еще с глубокой древности.

Многие люди и сейчас, не разбираясь в деталях, называют мигренью любую головную боль. На деле статистика иная: сегодня наиболее часто встречается не мигрень, а головная боль напряжения. Эпизоды такой боли на протяжении всей жизни бывают примерно у 90% женщин и 70% мужчин – о ней и пойдет речь.

Как и мигрень, головная боль напряжения является первичной, то есть она не связана с какой-либо иной патологией. Методами объективного исследования не удается выявить это заболевание. Тем не менее «иную патологию» надо искать очень внимательно – если она присутствует, то может оказаться опасной для жизни. В вышеупомянутой статье о мигрени приведен перечень тревожных симптомов, напомним еще раз:

• Головная боль возникает впервые (особенно у подростков и пожилых). Это может быть признаком опухоли мозга
  • Интенсивная головная боль возникает внезапно. Такое случается при разрыве сосуда в оболочке головного мозга
  • Головная боль сочетается с заторможенностью, сонливостью, нарушением зрения, плохим пониманием речи, слабостью в конечностях. Такие симптомы позволяют заподозрить инсульт
  • Сильная головная боль сопровождается повышенной температурой тела. Здесь надо не пропустить опасное инфекционное заболевание – менингит

При наличии таких симптомов требуется срочное обращение к врачу. Адрес нашей клиники: Санкт-Петербург, ул. Большая Разночинная, 27 м. Чкаловская

Дискуссию о механизмах развития головной боли напряжения ведут до сих пор. Прежде полагали, что она вызывается сдавлением нервов из-за напряжения мышц головы и шеи – отсюда и произошло название. Но потом выяснили, что такую боль может вызывать воздействие на нервы токсических веществ, образующихся при спазме. Позже установили, что головная боль напряжения может развиваться без спазма мышц. Другими словами, решающая роль напряжения мышц в развитии заболевания стала подвергаться сомнению.

Головная боль напряжения может возникать как без видимой причины, так и под воздействием множества провоцирующих факторов – таких как стресс, переутомление, неудобная рабочая поза, гиподинамия, неверно подобранные очки, недосыпание. Роли стресса сегодня придают все большее значение. Это не удивительно: людям, особенно жителям больших городов, стресс приносит массу недугов.

Существует несколько вариантов головной боли напряжения. По степени повторяемости приступов она подразделяется на нечастую (эпизодическую), частую и хроническую. Если приступы боли происходят реже одного раза в месяц – боль считается нечастой. При частой боли периодичность находится в диапазоне 1–15 дней в месяц (12–180 дней в год) при общей продолжительности болезни более трех месяцев. Если же количество эпизодов превышает 15 дней в месяц либо 180 дней в год при продолжительности заболевания более трех месяцев, то головную боль напряжения уже относят к хронической. В каждом из перечисленных случаев спазм мышц головы может присутствовать либо отсутствовать.

Длительность приступа варьирует от получаса до недели, в тяжелых случаях бывает и ежедневная постоянная боль. Боль разлитая, двусторонняя (иногда с одной стороны болит сильнее). Кроме головы, может болеть и шея.

Во время приступа боль не настолько сильная, как при мигрени. По характеру она сжимающая, не пульсирующая. При физической нагрузке не усиливается. В отличие от мигрени, данному заболеванию не свойственны предвестники приступа (раздражительность и др.), аура (вспышки света перед глазами и др.) и сопутствующие симптомы (тошнота и др.). В отдельных случаях головная боль напряжения сочетается с мигренью. Методы инструментального исследования применяются лишь в целях исключения других заболеваний, врачи-неврологи ставят диагноз на основании жалоб пациента и записей в его дневнике (хорошо, если такой дневник ведется).

Несмотря на то что головная боль напряжения не приводит к тяжелым осложнениям, она существенно снижает качество жизни. Не терпите боль, приходите в отделение неврологии! Наши специалисты проведут качественную диагностику и помогут Вам обуздать заболевание, контролировать его. При лечении головной боли напряжения используют аппаратные методы, классические приемы ручной терапии, а также лечение гирудотерапией и краниосакральную терапию.

Боль отступит – и тогда перед Вами откроются совсем другие возможности!

Адрес нашей клиники: Санкт-Петербург, ул. Большая Разночинная, 27 м. Чкаловская

Информация проверена экспертом:
Власова Ольга Николаевна
Врач-невролог, гирудотерапевт
Врач-невролог, нейрофизиолог, гомеопат, нутрициолог, гирудотерапевт со стажем работы более 27 лет. Окончила Санкт-Петербургскую Государственную медицинскую академию. Квалификационная категория - высшая. Член Ассоциации неврологов России.
подробнее о враче
Теги по теме: