Пластическая хирургия
Флебология
Учебный центр

Пусть ноги снова станут красивыми

Венозные узлы, сосудистые звездочки, сеточки… Одни врачи все эти симптомы считают проявлениями одной болезни, другие полагают, что заболевания разные. Кто из них прав? И как легче избавиться от этой напасти?

На первый взгляд, болезнь одна. Перечисленные симптомы часто сочетаются друг с другом, портят внешний вид кожи. Они близки по своей сути: согласно Международной классификации хронических заболеваний вен нижних конечностей (СЕАР), варикозно расширенные вены и телеангиэктазии (сосудистые звездочки и сеточки) стоят на соседних «ступеньках».

Общих черт много. Тем не менее это две разные патологии. Сосудистые звездочки и сеточки могут никогда не привести к развитию хронической венозной недостаточности, а всю жизнь оставаться только косметическим дефектом. В то же время варикозные вены ног, как правило, осложняются появлением хронической венозной недостаточности, что может приводить к серьезным проблемам с ногами. Расскажем обо всем этом подробнее.

Варикозное расширение вен нижних конечностей

Это «мешковидное» расширение поверхностных вен ног с образованием узлов.

Международной классификацией болезней МКБ-10 предусмотрен диагноз «Варикозное расширение вен нижних конечностей» и еще четыре его варианта – «с язвой», «с воспалением», «с язвой и воспалением» и «без язвы и воспаления».

Во всем мире данным недугом страдают 70–80% женщин и более 50–60% мужчин. Столь высокая распространенность заболевания – «расплата» человека за прямохождение. Для движения крови по венам ног человеку в положении «стоя» требуется специальный механизм, и такой механизм существует. Называется он мышечно-венозной помпой голени. Мышцы голени (в основном икроножная и камбаловидная) при сокращении сдавливают вены, помогая венозной крови подниматься вверх. Обратному кровотоку препятствуют венозные клапаны. В силу разных причин работа клапанов нарушается, и возникает застой крови в нижней части конечности. Повышается давление в венах, вызывая их растяжение и образование узлов. Из-за нарушения венозного оттока страдают ткани ног, особенно кожа.

В развитии заболевания решающую роль играет генетическая предрасположенность. Провоцировать развитие и прогрессирование варикозной болезни могут:

• беременность;
  • малоподвижный образ жизни;
  • повышенное питание (ожирение);
  • прием гормональных препаратов или эндокринные нарушения в организме;
  • работа, связанная с большой физической нагрузкой или в горячих цехах;
  • работа со статическим напряжением (длительно сидячая или на ногах без движения);
  • хронические заболевания бронхолегочной системы с длительным кашлем;
  • некоторые другие причины.

Начальные симптомы:

• быстрая утомляемость ног;
  • ощущение тяжести, распирания, жжения в ногах;
  • судороги икроножных мышц в ночное время;
  • боль в области вен;
  • кратковременные отеки.

Расширения вен на этой стадии еще не заметно, но патологический процесс уже развивается. Он может идти очень долго, иногда десятилетиями.

Постепенно симптоматика усиливается, появляются признаки венозной недостаточности:

• небольшие отеки в области лодыжек, а затем и голеней (возникают вечером и исчезают утром);
  • уплотнение кожи, потемнение, приобретение ею синюшного или коричневатого оттенка;
  • варикозные изменения подкожных вен: расширение, патологическая извитость, образование узлов;
  • кожный зуд.

Если болезнь прогрессирует, то усиливаются прежние симптомы и появляются признаки недостатка питания кожи ног – ухудшается внешний вид и состояние кожи, присоединяется экзема (сильный зуд кожи с мокнущими поверхностными, часто инфицирующимися эрозиями кожи в нижней трети голени), появляются трофические язвы.

Одним из опасных для жизни осложнений варикозного расширения вен нижних конечностей является тромбофлебит. В венах образуются тромбы, которые могут оторваться и закупорить сосуд в легких с развитием инфаркта легкого. При поражении крупного сосуда это может закончиться летальным исходом.

Сосудистые звездочки и сеточки (телеангиэктазии)

Сосудистые звездочки и сеточки могут быть не только на ногах, но и на других частях тела. Для таких образований на лице даже имеется свое название –  «купероз».

Телеангиэктазии появляются в результате расширения капилляров, мелких вен (венул) и мелких артерий (артериол). Соответственно, их цвет – различные оттенки синего либо красного.

Появлению телеангиэктазий способствуют внешние и внутренние факторы. Внешние факторы – длительное систематическое стояние на ногах, погрешности в диете, злоупотребление алкогольными напитками, прием гормональных препаратов, аборты, употребление оральных контрацептивов, избыточное воздействие солнечного света на кожу, хирургическое вмешательство.

Внутренние факторы – беременность (главный фактор для женщин), заболевания глубоких вен (главный фактор для мужчин), генетическая предрасположенность, заболевания печени и кишечника, нарушение свертываемости крови, эндокринная патология, а также хронические заболевания, сопровождающиеся повышением внутрибрюшного давления.

Телеангиэктазии – большей частью косметические дефекты, но они обладают повышенной опасностью кровотечений при травмировании и могут вызывать ощущение дискомфорта.

Диагностика и лечение

Наше отделение располагает широкими возможностями для диагностики и лечения варикозного расширения вен нижних конечностей и телеангиэктазий. Эти два заболевания имеют много общего, и поэтому неудивительно, что для лечения применяются схожие методы. Хорошо себя зарекомендовала склеротерапия. За рубежом этот метод широко распространен.

В пораженную вену или сосудистую сеточку вводят специальный препарат (мы используем, как правило этоксисклерол). При этом белок внутренней стенки сосудов денатурируется (раздражается), и происходит склеивание сосуда. Последний исключается из кровообращения, становится незаметным и больше не приносит страданий. В нашем отделении для «склеивания» расширенных вен диаметром до 6 мм используют Foam-form склеротерапию, для «закрытия» более крупных вен – эхо-склеротерапию.

Можно применять для лечения и консервативные методы. Важно знать при этом, что без активного воздействия на саму вену ждать полного выздоровления не приходится. Из консервативных методов при неосложненных расширенных венах в отделении применяют: прессотерапию, внутривенное лазерное облучение крови, электромиостимуляцию мышц голеней, инфузионную терапию, магнитотерапию. При присоединении вторичных изменений кожи ног (венозная экзема или трофические язвы) спектр процедур расширяется.

Склерозирование расширенного сосуда – лишь первый этап лечения, результат надо закрепить. На следующем этапе специалисты нашего отделения проводят профилактические мероприятия, направленные на борьбу с венозной недостаточностью и возможными рецидивами болезни. Надо, чтобы заболевание к пациенту больше не вернулось, и у наших врачей это получается весьма неплохо!

Обращайтесь!

8-800 770-03-60 8-812 770-03-60