Что делать при отеках?

Вспомним основные моменты

Отек бывает ложным и истинным. Ложный отек встречается при миксидеме, системной склеродермии и ожирении. Он имеет характерную особенность: надавливание пальцем на кожу не оставляет ямки.

При истинном отеке ямка долго не исчезает, что говорит о свободном перемещении жидкости в тканях. Но и здесь имеются исключения, врачам о них известно.

Главные факторы, способствующие развитию отека – изменение биохимического состава плазмы крови и тканевой жидкости, гормональные сдвиги, повышение проницаемости капилляров, затруднение оттока венозной крови и лимфы, нарушение газообмена и выделительной функции почек, застойные явления при сердечной недостаточности, малоподвижном образе жизни и критической ишемии, когда человек из-за боли вынужден спать с опущенной ногой.

Истинный отек может быть местным и общим. При общем отеке жидкость накапливается во всем организме, при местном она задерживается на больном участке тела. Каждый из этих двух видов имеет множество разновидностей. Рассмотрим основные из них.

Общий отек

Легочно-сердечная недостаточность. Под действием силы тяжести отечная жидкость скапливается в самой низкорасположенной части тела. У лежачих больных это области крестца и поясницы. Сопутствующие симптомы – одышка, набухание шейных вен, застойная печень, асцит, гидроторакс и другие признаки легочно-сердечной недостаточности.

Болезни почек

При гломерулонефрите, пиелонефрите и иных заболеваниях почек отеки образуются сначала на лице (на веках), а затем на конечностях и туловище. При развитии нефротического синдрома отек может постепенно распространиться на все тело, включая серозные полости (в этом случае говорят об отечном синдроме).

Цирроз печени

Помимо отека, присутствуют другие признаки цирроза печени – асцит, расширение вен пищевода (что определяется с помощью ФГДС), кровотечение из пищевода, расширение геморроидальных вен, печеночная недостаточность.

Истощение

Отек подобного происхождения бывает при голодании, алкоголизме и некоторых заболеваниях желудочно-кишечного тракта, сопровождающихся ускоренным выведением белков из организма. Отекают голени и стопы, лицо становится одутловатым (безбелковые отеки).

Местный отек

Варикозное расширение вен нижних конечностей. Отек (чаще – нижней трети голени, двусторонний, но бывает и несимметричный, больше выраженный на больной стороне) возникает у людей, длительно страдающих варикозным расширением вен. Он появляется после длительного стояния на ногах и проходит в положении «лежа» с приподнятыми ногами. Хорошо заметны варикозно расширенные вены, что помогает поставить диагноз.

Тромбоз глубоких и тромбофлебит подкожных вен

Отек конечности в связи с закупоркой вен тромбами бывает после родов, операции на органах брюшной полости, при опухоли, лейкозе и некоторых иных заболеваниях. При остром тромбозе и тромбофлебите отек чаще односторонний, появляется внезапно, нарастает и в дальнейшем приобретает постоянный характер. Выявляются характерные симптомы болезненности. При тромбофлебите возникает локальное уплотнение и гиперемия конечности по ходу пораженной вены.

Посттромбофлебитический синдром

Впервые появившись при тромбозе вен, отек присутствует постоянно. Он чаще односторонний, может охватывать голень и бедро. Через несколько лет могут присоединиться варикозное расширение вен пораженной конечности, характерная пигментация, уплотнения подкожной жировой клетчатки и трофические нарушения кожи (венозный дерматит и экзема, трофические язвы).

Лимфедема

Отекают стопы и голени, на последних стадиях болезни может отекать и бедро. Поражение часто одностороннее. Отек на начальной стадии болезни носит временный характер, затем становится постоянным. В запущенных случаях отек становится очень плотным, появляются фиброзные разрастания на коже стоп и голеней. Пусковым фактором могут выступать повторное рожистое воспаление, онкологические заболевания кишечника и органов малого таза, бактериальные и паразитарные поражения лимфатических узлов паховой области.

Сочетание лимфедемы с варикозным расширением вен называется флеболимфедемой. Отеки чаще двусторонние, на коже могут быть трофические язвы.

Заболевания суставов

При заболеваниях суставов и плоскостопии отекает область, близкая к зоне поражения.

Заболевания головного мозга

При опухоли головного мозга, энцефалите и иных заболеваниях центральной нервной системы, сопровождающихся параличом конечности, могут быть отеки на стороне паралича за счет нарушения сократительной способности мышц и пареза периферических сосудов (стойкого их расширения).

Травма

При травме разрываются мелкие кровеносные сосуды, возникает гематома. Пораженная зона отекает. Особенно опасен отек мозга при черепно-мозговой травме.

Идиопатический ортостатический отек

При переводе на «обычный» язык термин означает, что причина данной разновидности отека не установлена и появляется он при нахождении человека в вертикальном положении. Страдают в основном молодые женщины, временный отек возникает в нижней части голеней.

Отеки при облитерирующем атеросклерозе

Отек развивается в результате нарастания болевого синдрома у пациента, когда его ноги находятся в положении «лежа». Развивается критическая ишемия. Больной вынужден опускать пораженную конечность (конечности) с кровати для облегчения болей, так как на данной стадии атеросклероза обезболивающие препараты уже не помогают. Единственной возможностью поспать без боли становится вынужденная поза со спущенными с кровати ногами. В результате этого развивается застойный процесс в конечности и возникают отеки.

Диагностика и лечение

Одно из основных направлений работы нашего отделения – диагностика и лечение заболеваний, проявляющихся отеком. Для подтверждения диагноза проводятся все необходимые мероприятия, в том числе лабораторная и инструментальная диагностика.

Распознать причину отека непросто: их известно много, а надо установить только одну. Врачам нашего отделения это под силу: они являются экспертами в данной области.

Проводимый комплекс лечебных мероприятий для каждого пациента индивидуален, но всегда он направлен на решение двух основных проблем. С одной стороны – надо купировать отек, с другой стороны – необходимо обеспечить нормальное кровообращение в тканях и лимфоотток из отечной зоны.

Для достижения требуемого результата специалисты отделения применяют, в зависимости от причины отека, различные процедуры – инфузионную терапию (капельницы с препаратами, назначенными в соответствии с характером патологического процесса), ВЛОК (внутривенное лазерное облучение крови), магнитотерапию, переменную пневмокомпрессию (аппаратный лимфодренаж), электромиостимуляцию, озонотерапию и другие.

Специалисты отделения флебологии профессионально владеют современными эффективными терапевтическими и хирургическими методами лечения патологии, приводящей к отекам.

Если Вас беспокоят отеки – приходите к нашим врачам на прием!

Информация проверена экспертом:
Сулейманов Азиз Алишерович