Пластическая хирургия
Флебология
Учебный центр

Возникновение трофических язв и их лечение

Трофические язвы – дефекты кожи или слизистой оболочки, возникающие после отторжения некротизированной ткани, отличающиеся малой тенденцией к заживлению и склонностью к рецидивированию. Они развиваются в результате расстройств крово-, лимфообращения или иннервации, приводящих к нарушению питания тканей.

По данным профессора В.Б. Бреговского (2006), при скрининге в Санкт-Петербурге трофические язвы стоп выявлялись у 3,1% больных. Это очень много. Положение усугубляется тем, что трофические язвы трудно поддаются терапии, пациенты безуспешно лечатся годами и порой теряют надежду на выздоровление. Но медицина движется вперед, и надежда становится реальностью…

Причины возникновения трофических язв

Наиболее часто трофические язвы нижних конечностей возникают вследствие хронических расстройств венозного, артериального кровообращения, нарушения  лимфообращения. Причин может быть много, перечислим основные.

Варикозное расширение вен нижних конечностей. При данном заболевании нарушение венозного оттока и микроциркуляции в тканях связаны с несостоятельностью венозных клапанов. Образующиеся трофические язвы локализуются в области внутренней лодыжки, долго не заживают.

Тромбофлебит. Это воспаление вены с образованием тромба. Часто осложняет течение варикозной болезни.  Сопровождается покраснением и болью по ходу пораженной вены. Даже излеченный тромбофлебит опасен возникновением трофических язв ввиду разрушения клапанного аппарата вены, которое приводит к нарушению венозного оттока (посттромбофлебитический синдром). Язвы при посттромбофлебитическом синдроме, как правило,  неправильной формы. Их края уплотненные, кожа вокруг истончена. Сами язвенные дефекты причиняют сильную боль. Цвет кожи на значительном участке голени вокруг язв синюшный или коричневый. Нередко имеется несколько язв, иногда они охватывают голень в виде манжеты.

Наиболее часто к посттромбофлебитическому синдрому приводит тромбоз глубоких вен. От момента тромбоза до развития клинической симптоматики посттромботической болезни проходит от трех до пяти лет, больше бывает редко. В данный период времени очень важно не упустить время и проводить профилактические курсы лечения, чтобы увеличить длительность «светлого» промежутка.

Облитерирующий атеросклероз сосудов нижних конечностей. Развивается в связи с нарушением обмена холестерина. На стенках сосудов образуются бляшки, иногда – тромбы. Ухудшение кровоснабжения мышц приводит к развитию синдрома перемежающейся хромоты, снижение магистрального кровотока и происходящее вследствие этого нарушение микроциркуляции в области стопы – к образованию трофических язв. Язвы локализуются на пальцах стоп, отличаются выраженной болезненностью.

Облитерирующий эндартериит. Это хроническое заболевание периферических кровеносных сосудов с преимущественным поражением артерий стоп и голеней, оно приводит к уменьшению просвета сосудов и нарушению кровоснабжения тканей. Доставка кислорода и питательных веществ к тканям снижается, а в отдельных зонах может и вовсе прекратиться, что чревато развитием гангрены и ампутацией конечности.

Последствия травм, ожогов и обморожений. Причинами образования язв становятся тромбоз сосудов либо их сдавливание рубцовой тканью. Если поражение обширное – немалую отрицательную роль играет и истощение резервов организма.

Сахарный диабет. Данное заболевание всего лишь в пяти процентах случаев становится причиной трофических язв. Но такие язвы – одни из наиболее опасных. Данный вопрос требует отдельного рассмотрения, ему посвящена наша статья «Диабетическая стопа: ситуация не безнадежна».

Поражения нервной системы – повреждение нервов нижних конечностей, травмы и опухоли головного и спинного мозга, острое нарушение мозгового кровообращения, в результате чего нередко развиваются парезы и параличи. Длительная неподвижность приводит к нарушению микроциркуляции и иннервации с развитием нейротрофических язв (пролежней).

Хронические кожные заболевания – экзема, рожистое воспаление и др.

Прочие причины – опухоли, системные заболевания соединительной ткани, слоновая болезнь (лимфостаз), туберкулез и другие заболевания, воздействие токсических веществ, лучевые поражения.

Трофические язвы чреваты осложнениями

Длительно существующие трофические язвы являются входными воротами для инфекции и нередко осложняются флегмоной, остеомиелитом. Высока вероятность генерализации инфекции и развития сепсиса. Длительно не заживающие трофические язвы способны перерождаться в злокачественные опухоли.

Достаточно часто наблюдаются стойкий отек голени и стопы, аллергические дерматиты, вторичные микробные экземы, изменение цвета кожи (стойкая пигментация).

Тяжелые случаи могут закончиться ампутацией нижней конечности.

Диагностика трофических язв

Внешне схожие трофические язвы могут образовываться по совершенно разным механизмам.  Заболеваний, приводящих к возникновению трофических язв, – много, и лечить их надо по-разному. Поэтому очень важно сначала поставить правильный диагноз и лишь потом приступать к лечению.

Комплексное обследование в нашем отделении включает в себя консультации флеболога-ангиолога и пластического хирурга, УЗДГ сосудов нижних конечностей,  посевы отделяемого язв,  исследование крови. В Клинике доктора Груздева для этих исследований пациенту достаточно одного посещения. В случае необходимости можно вызвать врача на дом.

Лечение трофических язв

Часто случается так: пациенты в течение долгих лет проходят многочисленные консультации, обследования и курсы лечения, но улучшение не наступает. Нужно что-то более эффективное, и оно в нашем отделении есть. Это передовые терапевтические и хирургические методы  лечения трофических язв.

Применяемые в отделении терапевтические методы можно по праву назвать передовыми хотя бы потому, что Клиника доктора Груздева – единственная в нашем городе, кто располагает аппаратом для сонотерапии. Этот аппарат – последнее слово в мировой медицине. С его помощью улучшается артериальное кровообращение в нижних конечностях при таких заболеваниях, как облитерирующий атеросклероз, облитерирующий тромбангиит, облитерирующий эндартериит, диабетическая ангиопатия.

Процедура называется сонотерапией, что означает «лечение звуком». Она безболезненна и не требует специальной подготовки. Стопы пациента фиксируются на платформе  аппарата. Врач вносит в компьютер индивидуальные параметры пациента, накладывает датчики, непрерывно снимающие электрокардиограмму и регистрирующие кожную температуру стопы. Затем он включает генератор акустических и магнитных волн и контролирует состояние пациента. Лечебные волны синхронизируются  с сердечным ритмом, вследствие чего образуется резонансная пульсовая волна, способствующая улучшению микроциркуляции в области стоп и голеней пациента.

Результат не заставляет себя долго ждать. Уже во время процедуры повышается температура кожи стоп за счет улучшения притока артериальной крови к ногам и улучшается общее состояние пациента. В тяжелых случаях применение сонотерапии в комплексном лечении  позволяет избежать ампутации или обойтись органосохраняющей операцией с максимальным сохранением опороспособности конечности.

В отделении успешно практикуются и другие современные методы лечения трофических язв – лазеротерапия, озонотерапия, магнитотерапия, электромиостимуляция мышц голеней.

Если болезнь в запущенном состоянии, то может потребоваться хирургическое вмешательство. В отделении применяются органосохраняющие хирургические методы, которые  вместе с консервативными методиками  позволяют восстановить  кровоснабжение нижних конечностей,  не допустить развития тяжелых осложнений и избежать высоких ампутаций. При лечении нейротрофических язв и пролежней применяются современные методы пластического закрытия дефектов, гарантирующие стойкий положительный результат.

Специалисты Клиники доктора Груздева обладают большим опытом диагностики и лечения болезней, приводящих к трофическим язвам и пролежням. Для каждого больного они составляют индивидуальную программу обследования и лечения с учетом истории развития заболевания, тяжести состояния и особенностей течения патологического процесса.

Очень важным моментом в лечении трофических язв конечностей остается своевременность обращения за помощью к врачу. Не надо рассчитывать на то, что «авось само пройдет». Не следует и полагаться на опыт знакомых, у которых в результате самолечения якобы все зажило.

Главное – не упустить время. Этим Вы облегчите задачу врачу и ускорите процесс заживления. Приходите в наше отделение – и мы предложим эффективное решение Вашей проблемы!

8-800 770-03-60
Многоканальный телефон